Омский яхт-клуб
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

кругосветка 2012 года Щербакова

Участников: 2

Перейти вниз

кругосветка 2012 года Щербакова Empty кругосветка 2012 года Щербакова

Сообщение  nau15 Чт Авг 30, 2012 11:31 am

Вице-президент ВФПС Сергей Щербаков с борта яхты «Скорпиус»
Поделиться…среда, 29 августа 2012 12:21 GMT+3



Напомним, что 18 сентября 2011 года из морского порта Сочи в кругосветную полярную экспедицию длиной 70 тысяч морских миль отправилась 100-футовая парусная яхта «SCORPIUS»! Это уникальный научный, спортивный, просветительский и патриотический проект. Экипаж экспедиции состоит из 7 человек. Предполагается, что яхта должна возвратиться в Сочи в первых числах февраля 2014 года в канун начала зимних олимпийских и паралимпийских Игр, которые начнутся 7 февраля. Яхта "Скорпиус" установила свой первый из четырех намеченных рекордов 15 марта 2012 года, когда дошла в уже замерзающем море Росса до 74 градуса 18' южной широты. Второй рекорд будет установлен, когда яхта обойдет Антарктиду южнее 60 градуса и Северный полюс в районе 65-70 градусов в течение одного календарного года. Третий рекорд предстоит поставить по длине маршрута (70 тысяч миль), четвертый - по продолжительности путешествия (2,5 года). Также за время плавания планируется реализовать ряд научных проектов Арктического и Антарктического НИИ, которые связаны с экологией и гидробиологией, протестировать систему ГЛОНАСС в высоких широтах. Яхта идет под двумя навигационными системами ГЛОНАСС и GPS, что позволяет более точно определять координаты судна.

4 августа 2012 года. Прибыли на борт «Скорпиуса» вместе с Вадимом Прыговым, врачом из Питера. Добирались практически весь день. Сначала перелёт в Хельсинки, а затем три часа до Рейкьявика, над океаном. Экипаж яхты весь день трудился, поэтому наш приезд, который пришёлся на конец рабочего дня, обрадовал команду вдвойне. Доставленные подарки с «Большой земли» тоже были весьма кстати.

Яхта произвела неизгладимое впечатление. Всё-таки голландцы умеют строить. Бермудский шлюп с длиной корпуса 30 метров, высотой мачты – 38 метров, способный нести свыше 1000 м2 парусов не может не впечатлить! Скорость под парусами в хороший ветер превышает 20 узлов. Главный двигатель мощностью 300 л.с. дает возможность идти со скоростью 10 узлов. Правда при этом суточный расход топлива может составить 500-600 литров солярки, - это недопустимая роскошь, при основных танках 6 тонн.



5 августа, на «Скорпиусе» продолжаются ремонтные работы. На подходе к Гренландии, на яхте, на полном курсе вырвало каретку с погона на гике, для постановки грота, и эта поломка лишила возможности использовать главный парус на яхте. Поломка серьёзная, сразу же был заказан новый погон в Германию, и он в течение недели пришёл в Рейкьявик. Его установкой экипаж и занимается третий день.

6 августа. Сегодня день отдыха. Гик почти доделали, осталось докрутить 200 винтов, сделаем вечером. Новый друг, Александр, который живет здесь более 10 лет, организовал нам экскурсию по «Золотому кольцу» Исландии. В него вошли посещение дома президента Исландии (обычный коттедж), посещение кратера вулкана с озером внутри, водопад, гейзеры (красиво очень), ещё один водопад (сумасшедшая красота), а потом ещё и разлом, по которому идёт раздел тектонических плит Евразии и Америки. В этом месте континенты разъезжаются на 4 мм в год. Я думаю, поэтому в Исландии столько гейзеров и застывшей вулканической лавы. Я за этот день узнал про Исландию больше, чем за всю предыдущую жизнь!

7 августа. Закончили ремонт. Залились соляркой, дополнительно взяли 5 мягких танков по 1 тонне, разместили где могли. Провели пробный выход с российским посольством на борту и соответствующий прием… завтра отход.

8 августа. Отойти смогли только в 16 часов. Сначала ждали эмиграционные службы, потом приехали представители российского посольства, потом ждали недостающие заказанные запчасти, прощались с отъезжающими из экипажа, отсылали по скоростному интернету, который нам бесплатно предоставили в марине фото и видео материалы на Родину…

На отход я поднял под краспицу на мачте флаги Омской области, города Омска и родного яхт-клуба, которые впервые развивались на ветру Исландской столицы. Конечно, был поднят флаг Всероссийской федерации парусного спорта, партнёра нашей экспедиции, которой в этом году исполняется 100 лет. Местные нам сказали, что такая большая парусная супер-яхта впервые посетила Рейкьявик.

Праздничное настроение быстро сменилось на рабочее, сразу после выхода из гавани. Прогноз погоды был хороший, но в море дул свежий ветер, и парадные костюмы пришлось менять на непромоканцы. Моя вахта была первой, с 16-ти до 20-ти часов по Гринвичу (Исландия живёт по Лондонскому времени), и пришлось сосредоточиться на работе с парусами.

С удалением от берега температура воздуха понизилась до 8 градусов, усилился ветер (временами до 30 узлов), волна (3-4 метра), пошёл дождь, но яхта шла стабильно, делая 10-12 узлов (за сутки была отмечена максимальная скорость 18 узлов). Ставить рекорды скорости не было в наших планах, тем более что на борт, кроме полного запаса продовольствия на весь Северный морской путь было загружено очень не лишних пять тонн солярки. Поэтому нам пришлось взять один, а потом и два рифа на гроте и генуе, чтобы обеспечить сохранность припасов и более-менее комфортное пребывание людей на борту.

Курс взяли, чтобы обогнуть Исландию с севера и идти на Шпицберген. В этом году ледовая обстановка складывается так, что есть шанс оставить Шпицберген, Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) и Северную Землю к югу от нашего маршрута, - это программа максимум. Как будет на самом деле, в первую очередь, зависит от стихии и покажет время.



9-10 августа, погода в целом не меняется, ветер немного стих, продолжая дуть с юго-запада, волна улеглась до 1-2 баллов, скорость яхты упала, но появилась возможность поставить генакер, который сразу стал прибавлять по 3-4 мили к нашему пути каждый час. К вечеру 10 августа мы прошли 400 миль и приблизились к 70-му градусу северной широты. При таком раскладе за трое суток мы можем добежать до Шпицбергена.

Однако, как уже давно известно, загадывать наперёд – неблагодарное дело. В ночь на 11 августа при усилении ветра не выдержала ткань генакера, оторвало переднюю шкаторину, и парус ушёл в воду под яхту. По авралу, в течение 40 минут, превратившийся в плавучий якорь, парус удалось вытащить на палубу, но стало ясно, что восстановлению он не подлежит.

В субботу 11 августа, в 5 утра пересекли 70-й градус северной широты. С каждой ночью становится всё светлее и холоднее. Генеральный курс 45 градусов (на северо-восток), но если на север мы движемся в среднем по 2 градуса в сутки, то на восток с каждым днём проходим всё большее количество меридианов (сказывается закон глобуса). Однако этот день, кроме потери генакера ничем примечателен не был, впрочем, как и следующий, когда туман попеременно сменялся ярким солнцеми дул постоянный, ровный ветер 10-15 узлов с юго-западного направления. В полной мере мы воспользоваться этим подарком не смогли, из-за отсутствия дополнительных парусов, и постоянной бортовой качки, которая выбивала большую часть ветра из имеющихся. Однако 6-8 узлов скорости помогали проходить в сутки 150-180 миль по генеральному курсу.

Понедельник, 13 августа, в 15 часов пересекли нулевой меридиан и перешли из западного полушария в восточное, а в 18 часов прошли 75 градус северной широты и по абсолютному значению превзошли достижение «Скорпиуса» в Антарктиде. С утра, ветер поменял направление на северо-западное и ослаб, перейдя на галфвинд левого галса. Качка прекратилась, и появилась возможность развить максимальную скорость, но выявилось ещё одно последствие ночного происшествия с генакером. При порыве ветра, унёсшего наш парус, выбило верхнюю краспицу на мачте, поддерживающую топванту левого борта. Это означает, что ставя максимальную парусность, мы рискуем потерять мачту, и увеличивается перечень ремонтных работ, которые надо провести на Шпицбергене. Столько событий один день ещё не вмещал, и всем пришлось по душе нововведение, вошедшее в традицию на «Сибири» и одобренное капитаном «Скорпиуса», - «иллэвн о’клок» и «файв о’клок». Это небольшие общие ланчи, вносящие в монотонную и утомительную жизнь «по вахтам» свежую струю общения.



14 августа, ветра ноль, туман такой, что не видно передних парусов, идём под двигателем. К завтрашнему утру надо успеть в Баренцбург, где уже запланирована дополнительная заправка топливом и другие работы. 16-го вечером в Лонгйир (40 миль от Баренцбурга) прилетает ещё один член экипажа на замену. Прошли 76 градус северной широты. Холодает с каждым днём, но пока держится плюсовая температура, и по сводкам идёт активное таяние льдов по нашему маршруту.

17 августа, Лонгйир. Позавчера без приключений дошли до Баренцбурга. Это русский посёлок на Шпицбергене, основан в начале 30-х годов прошлого века. Живёт и работает порядка 400 человек, из которых 170 – шахтёры, добывают уголь, остальное обслуживающий персонал. Здесь время как будто остановилось и народ живёт в 70-х годах. Лозунг в центре посёлка «Наша цель – коммунизм», тому подтверждение. Люди очень приветливые, помогли всем, чем могли. Весь перечень ремонтных работ был выполнен за полдня. Вечером нас попарили в баньке, для которой на «Скорпиусе» были приготовлены (по особой технологии капитана) дубовые веники.

На следующий день по интернету, который на берегу значительно быстрее, я получил необходимую информацию по ледовой обстановке, и после обеда мы ушли в Лонгйир, в 40 милях от Баренцбурга. Надо отметить в этом году мы не первые из Российских яхт побывали здесь. 10 августа с острова ушёл «Апостол Андрей», с Николаем Литау, а 22-го, после нас должен прийти «Петр-I». Но всё равно, парусные яхты здесь пока экзотика.

А вот в Лонгйире мы насчитали более десятка яхт, от больших до малых, которые пришли сюда из Европы своим ходом. Городок тоже шахтёрский, но сильно отличается от нашего. Главное здесь есть аэропорт, куда садятся большие самолёты и можно улететь на «большую землю». Много туристов, есть арктический институт, торговые центры, морской порт. Интересная особенность, в общественных местах (кроме магазинов), например в барах, гостиницах, библиотеке, институте, - все разуваются и ходят в носках, либо тапочках. Хорошая традиция. Вероятно она здесь издревле, чтобы не таскать угольную пыль в дома.

Сегодня мы заканчиваем подготовительные работы, и утром уходим. Следующая наша остановка, возможно, будет на Аляске, либо в Канаде. Север Земли Франца-Иосифа свободен ото льда (не говоря уже о Шпицбергене), Северная Земля также продолжает очищаться. Дальше на восток есть проблемы у острова Врангеля, но до конца августа, думаю, и там будет свободно. Не будем загадывать (не благодарное дело), но будем надеяться на лучшее.



27 августа, море Лаптевых. За 8 дней отмахали 100 градусов на восток, это много. Если считать по экватору, то 6000 морских миль, по 750 миль в сутки, или средняя скорость более 30 узлов! Такие скорости гонщикам-кругосветчикам и не снятся. На 80-й параллели каждый градус составляет 10 миль, вот что значат высокие широты. Однако каждая миля даётся здесь на порядок труднее, и если температура воздуха редко опускается ниже ноля (поднимается выше +2), то вода стабильно держится на –2,2 градуса Цельсия. Но не менее впечатляют и красоты, оставшиеся за кормой.

Острова Шпицберген обошли с севера, как и планировалось. Однако 21 августа, после 81-го градуса северной широты появился разряжённый лёд, который постепенно стал уплотняться и оттеснять нас на юг. 81-й градус мы пересекали несколько раз, стараясь добраться до острова Рудольфа, но встречный ветер очередного циклона вынудил принять решение и зайти проливом Смита внутрь архипелага Земля Франца-Иосифа. ЗФИ прошли проливами: Британский, Маркема, Ермак, Австрийский, Вандербильта, Моргана и миновали более двух десятков крупных островов (всего их почти 200), перейдя из Баренцева моря в Карское. В спокойной обстановке смогли сфотографировать флаги спонсоров и партнёров. Всероссийской федерации парусного спорта в этом году исполняется 100 лет, поэтому этот флаг был на самом почётном месте. Налюбовались суровой красотой Севера и отдохнули от болтанки в океане.

Сверх задачу, обогнуть ЗФИ с Севера мы не выполнили, но такая цель и не ставилась, главное дойти до Гренландии и пересечь недостающие до 360 градусов меридианы. Оставшись покорять ЗФИ, мы могли не успеть решить поставленную задачу. Поэтому, когда ААНИИ (Санкт-Петербургский институт Арктики и Антарктики) прислал сообщение, где настоятельно не рекомендовал идти на север Северной Земли, из-за опасности попасть в ледовую ловушку, мы с готовностью повернули на юг. Правда стихия расслабиться не дала, зацепив встречным ветром ещё одного циклона, но мы заложили пару длинных галсов и, миновав острова Визе, Уединения и, оставив далеко на юге Новую Землю, 25-го к ночи благополучно вышли на пролив Вилькицкого. Впервые я огибал мыс Челюскин 12 лет назад, на яхте «Сибирь». Тогда мы зашли в гости к пограничникам. На этот раз обошлись без визитов, даже землю не увидели. Как и в прошлый раз, пролив был чист ото льда и спокоен.

Третьи сутки идём под двигателем. Циклоны на время оставили нас в покое. Очень слабый ветер, складываясь с создаваемым от нашего движения встречным потоком, иногда дает возможность поставить паруса. Это прибавляет скорость на 1-2 узла. Но в основном сплошная идиллия с туманами, гладкой поверхностью холодного моря и огромными ледяными горами, изредка встречающимися на пути, прерываемая сном после вахты и судовыми работами (хорошо, что не бывает так, чтобы ничего не ломалось).
К ночи потянуло с севера, выключили двигатель, пошли под парусами.

Прошли меридиан Тикси.

На борту всё нормально.


Вице-президент ВФПС
по Сибирскому федеральному округу
Сергей Щербаков


nau15

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2012-01-13

Вернуться к началу Перейти вниз

кругосветка 2012 года Щербакова Empty Re: кругосветка 2012 года Щербакова

Сообщение  nau15 Чт Сен 06, 2012 12:16 pm

Сегодня утром капитан яхты «Скорпиус» Сергей Низовцев сообщил, что в настоящее время экипаж парусника борется со штормом силой в 9 баллов в море Бофорта. Координаты судна 75N 140E. Ситуация, в которую попал украинско-российский экипаж, осложняется тем, что палуба яхты практически полностью обледенела (температура воды за бортом минус два градуса), а волны вздымаются вперемешку с ледяными глыбами.
Несколько дней назад судно с трудом вырвалось из ледяного плена в Восточно-Сибирском море, прошло Чукотское море, и движется в настоящее время к проливам Канадской Арктики. До ближайшего места стоянки и дозаправки топлива – селения Кембридж-бей, расположенного на юге острова Виктория (Канада) - мореплавателям предстоит пройти еще около 800 миль. При этом ограниченный запас топлива на борту вынуждает идти судно в режиме строгой экономии.

nau15

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2012-01-13

Вернуться к началу Перейти вниз

кругосветка 2012 года Щербакова Empty Re: кругосветка 2012 года Щербакова

Сообщение  nau15 Пн Окт 01, 2012 4:51 pm

Сегодня, 30 сентября 2012 года, кругосветная полярная парусная экспедиция на яхте «Скорпиус» завершила плавание вокруг Арктики в г.Какорток (юго-запад Гренландии) – в той же точке, где начался арктический этап. Впервые в мире парусное судно обогнуло Северный полюс, пройдя все часовые пояса, всего за 60 дней!
Замкнув кольцо вокруг Арктики, моряки «Скорпиус» установили сразу три рекорда. Первый – по скорости кругосветного плавания вокруг Арктики (быстрее на однокорпусном паруснике этого еще никто не делал), второй - по дальности захода в северные широты Арктики парусного судна, и третий – две кругосветки (Южный и Северный полюса) за один год.


Экипаж отважился обогнуть Северный полюс максимально близко к центру Земли, по коридору в районе 77-82 градуса северной широты от Шпицбергена до Канадского Арктического архипелага. Это севернее Земли Франца Иосифа, Северной Земли, Новосибирских островов. До сегодняшнего дня проход этим маршрутом по Северному Морскому Пути осуществлялся только с помощью ледоколов. Суда другого класса, тем более, парусные так далеко заходить не решались.


По словам капитана лодки и руководителя экспедиции Сергея Низовцева, экипажу удалось на практике доказать, что организация высокоширотного маршрута по Северному морскому пути возможна без ледокольной проводки. «Более того, - поясняет С.Низовцев, - наше достижение показывает, что путь из Европы в Западное полушарие можно значительно сократить, а также сделать стратегическим положение самого северного порта России - Баренцбург (архипелаг Шпицберген)».


Стоит отметить, что это уже не первое достижение экипажа «Скорпиус», отправившегося 18 сентября 2011 года в кругосветное плавание вокруг Южного и Северного полюсов. Первый рекорд моряки установили во время экспедиции вокруг Антарктиды – по дальности захода в южные широты (74 параллель южной широты в море Росса).

Еще одно важное достижение экспедиции, как считает ее руководитель С.Низовцев, - то, что экипаж парусника является интернациональным. Впервые в истории взаимоотношений двух государств - России и Украины - организован подобный проект, направленный на укрепление единения двух славянских народов.


Напомним, за прошедший год 100-футовая (29,5 метров) яхта с 7-ю отважными моряками (4 россиян и 3 украинца) на борту преодолела больше 50 тысяч морских миль через все океаны и полярные моря планеты. Это больше 90 тысяч километров под парусом в практически не изученных районах мирового океана по беспримерно экстремальному маршруту через неистовые ледяные шторма, льды и туманы, полярный холод.

В ходе плавания интернациональным экипажем яхты "Скорпиус" выполнено несколько научных программ, связанных с морской биологией, и протестирована система "ГЛОНАСС" в полярных широтах.


Экспедиция встретила Новый 2012 год на легендарном и печально знаменитом среди моряков мысе Горн, дважды пересекла экватор, пережила частичную смену экипажа, изменения в маршруте, несколько раз оказывалась под угрозой срыва из-за серьезных поломок, потери парусов, жутчайших штормов силой до 10 баллов и задержек по графику. Яхта попадала в плен непредсказуемых течений Бермудского треугольника и дрейфовала, зажатая льдами Арктики после того, как отправилась на поиски легендарной Земли Санникова. В апреле 2012, за несколько дней до завершения первой (Антарктической) кругосветки, экипаж лодки перестал выходить на связь, и все были близки к тому, чтобы начинать спасательную операцию. К счастью, в этот раз, как и все остальные, экипаж мужественно справился с очередной внештатной ситуацией собственными силами, не подавая сигнала SOS.

В настоящее время экипаж здоров, продуктовых запасов и топлива на борту достаточно, чтобы отправиться в обратный путь.

В начале октября 2012 года планируется проведение пресс-конференции с участием одного из членов экипажа «Скорпиус», который специально для этого вылетает в ближайшие дни из Гренландии. Вы сможете из первых уст узнать, через какие трудности и лишения пришлось пройти морякам, чтобы достичь таких впечатляющих результатов экспедиции, а также о дальнейших планах проекта.

Точная дата, время и место проведения пресс-конференции будут сообщены дополнительно.




nau15

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2012-01-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения