Омский яхт-клуб
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Олимпиада 2012

Перейти вниз

Олимпиада 2012 Empty Олимпиада 2012

Сообщение  nau15 Ср Авг 15, 2012 9:33 am

Василий Сенаторов: "Нас лишили возможности стать призерами"
Поделиться…понедельник, 13 августа 2012 19:27 GMT+3



Финал соревнований в женском матч-рейсе, где российская команда заняла четвертое место, вызвал самый большой накал эмоций как среди участников, так и среди болельщиков. Мы попросили прокомментировать ситуацию личного тренера Екатерины Скудиной, члена Попечительского совета ВФПС и издателя журнала Yacht Russia Василия Сенаторова, вернувшегося сегодня на родину.

- Как складывалась дорога нашей команды к финалу?

- Экипаж в составе Кати Скудиной, Лены Обловой и Лены Сюзевой блестяще провел все встречи в раунд-робине, убедительно победив самых сложных соперниц, включая чемпионок мира 2011 и 2012 гг. Анну Танниклиф (США) и Силию Лехтинен (Финляндия), а также других фаворитов регаты Люси МакГрегор (Великобритания) и Клер Леруа (Франция). Досадная осечка произошла лишь в мачте с Оливией Прайс (Автралия), когда на волне, поднятой катером ампайеров, лодка на долю секунды потеряла управление в близкой предстартовой борьбе – перо руля оказалось в воздухе, а нос зарылся в ветровую волну – и ударила лодку соперников. На старт Катя ушла с пенальти, нервничала и проиграла этот матч. А на берегу им еще и навесили штрафной балл, который на единицу уменьшил количество очков в предварительном турнире. Несмотря на это, наши девочки заняли второе место после австралиек, которые неожиданно для всех продемонстрировали отличную форму. Напряжение в раунд-робине сохранялось до последнего матча, поскольку он решал состав четверьтфинальных пар.

- Англичанки были удобным соперником?

- И да, и нет. С одной стороны, на последних турнирах статистика побед была в нашу пользу. Мы чувствовали, что у Люси своего рода "мандраж" на Катю, а, с другой стороны, известно, что дома и стены помогают. Все гонки проходили около старого форта Ноут, с береговой лужайки за ними следили тысячи человек, которых заводили модераторы. На призыв поддержать английских гонщиков раздавался рев "Team Geee-Beee!!!!", а берег становился бурным океаном из флагов с Юнион Джек. Но и это преодолимо. Стены пытались помочь в другом. Когда в последней, пятой гонке четвертьфинала наша лодка пересекла финишный створ в десяти-пятнадцати сантиметрах перед английской, это показали крупным планом на огромном экране в зрительской зоне, судья на финише правильно отсалютовал соответствующим флагом и российскую команду объявили победителями. Англичанки смирились с поражением и все направились в сторону гавани. На берегу команду МакГрегор ждала большая группа официальных лиц из Королевской парусной ассоциации Великобритании, которая быстро объяснила своим спортсменкам, что необходимо подать протест и что кому говорить. Мы заволновались. По правилам протест должен быть подан в течение двух минут после финиша на воде. Если его не подали, то жюри должно не принять его к рассмотрению. Но, очевидно, правила писаны неодинаково для всех и жюри сдалось под натиском хозяев соревнований. Англичане сказали, что у них на руках убедительные доказательства того, что их команда была впереди и представили видеосъемку, на которой было видно, что спинакер на лодке GB брошен, полощет и действительно развевается впереди российского. К чести жюри протест хоть и открыли, но отклонили. Во-первых, оба судьи на финише сказали, что в этих условиях, когда паруса находились в ненадлежащем положении, они принимали финиш по корпусам, а, во-вторых, видеосъемка не является официальным доказательством, хотя и может приниматься во внимание, чтобы пролить свет на ситуацию. Т.е. в этот вечер гонка продолжалась для девчонок еще несколько часов на берегу. Можете себе представить, что они пережили.



- Какую роль в отношениях с судьями на воде и на берегу играл ваш советник по правилам Билл О'Хара?

- Билл - ирландец, один из наиболее уважаемых представителей судейского сообщества. Он судил, например, портовые гонки Вольво, является главным арбитром серии гонок на 70-футовых катамаранах Кубка Америки, которые пройдут в августе-октябре в Европе. Сам - гонщик, участвовал на "Финне" в 1984 году на Олимпиаде, ходит до сих пор в родном Белфасте на Лазере, и к тому же член нескольких комитетов ИСАФ. Он очень справедливый, я бы даже сказал болезненно справедливый человек и это, насколько, я понимаю, привело к конфликту с главным судьей олимпийской регаты Чарли Куком, который не включил Билла в бригаду ампайеров. В тот же день, когда мы это узнали, София Бекатору, руководившая процессом подготовки нашей команды с осени 2011 года, сделала ему предложение стать советником по правилам и Билл согласился. Он с симпатией относился к нашему экипажу все последние годы. К тому же у него, как у ирландца, свое отношение к англичанам. Любопытно, что буквально через полчаса после его согласия ему позвонила МакГрегор и сделала аналогичное предложение. О'Хара им отказал.

- Так что же тогда получилось с полуфиналом?

- Это самая драматичная часть регаты. Чтобы понять суть произошедшего, нужно вспомнить формат соревнований. Обычно матч-рейсовая регата проводится максимум за неделю даже при большем количестве лодок. Здесь же на 12 экипажей отвели 14 дней! Были запланированы 4 дня отдыха и резервных дня, в том числе и последний день Олимпийских игр. Они действительно понадобились, например спортсменам в классе 470. 9-го августа не было ветра и финалы спокойно перенесли на 10-е. Т.е. на один день с нашими полуфиналами, где Россия гонялась с Испанией.

Тамара Эчигойен хорошая гонщица, но не больше. При ровных ветровых условиях баланс побед всегда был в нашу пользу. Мы считали ее лучшей возможной соперницей на этом этапе Игр. Девчонки были настроены на борьбу, собраны. Хотя разбирательства предыдущего этапа тоже не могли остаться без последствий для их психологического состояния.

10-е августа началось с неплохого 12-10-узлового бриза, при которых на нашу дистанцию вышли мужские 470. К старту женских "семидесяток" ветер уже стих до 7-8 узлов. При этих же условиях стартовал и полуфинал матч-рейса.

Скудина берет великолепный старт, выиграв предстартовый этап и опережает испанку на 2,5 корпуса на верхнем знаке, контролирует ее всю гонку и привозит на финише минимум 25 метров.

А ветер все слабее. Уже не более 6 узлов. Судьи торопятся провести следующую гонку. Дают старт. И наши и испанки оказываются в момент сигнала выше линии и обе лодки вынуждены нырять обратно за створ. В этой ситуации Эчигойен занимает более выгодную позицию и идет впереди до самого финиша. Ветер слабеет, атаковать в этих условиях не удается. Счет становится 1 : 1. А ветер умирает совсем. Лодки болтаются под самым берегом.

Дело принимает очень нервный оборот. Дело в том, что по дополнению 13 к Положению о соревновании, которое было опубликовано 28.07, в случае, если этап полуфиналов, предусмотренных до 3 побед, не удастся провести до 17.30 10-го августа, финалисты будут определяться по итогам раунд-робина. Т.е. если следующая гонка не состоится, то нашим девушкам гарантировано место в финале и серебряная медаль, как минимум.

Но через два часа, загнав флот внутрь мола, где гоночному комитету померещилось больше ветра, судьи дали знак готовится к старту. Время было 16:50. Австралийки, которым тоже удалось сравнять счет с лидировавшими было финками, на всякий случай подняли протест против действий гоночного комитета. Те же дождались случайного усиления до 5 узлов (при меньшей скорости ветра на старте в течение нескольких минут гонку дать не разрешается) и все-таки открыли старт. Мне трудно сказать, чем руководствовались судьи, принимая это решение. Скорее всего, на них давила обстановка крупных соревнований, встроенных в сетку телевещания, которая требует жестко соблюдать расписание. А может быть профессиональная гордость – мы мол способны дать гонку практически в любых условиях. Не было, в их мотивации, мне кажется только одного, желания, чтобы победитель столь важного этапа был выявлен в честной спортивной борьбе. Потратив целую неделю на раунд-робин и проведя четвертьфиналы в течение целых двух дней (т.е. в первый день гонщицы отгонялись лишь по две гонки, чтобы сохранить интригу на день следующий), они сократили полуфинал до трех гонок, проигнорировав возможность отложить гонки на 11 число, на которое был обещан сильный ветер. Сравнить это можно с тем, что пройдя турнир и выйдя в полуфинал Уимблдона, спортсмены вынуждены играть матч не из пяти партий, а из трех в связи с тем, что судьи устали...



- Так что случилось в той злосчастной гонке?

- Третью гонку Екатерина начала блестяще, вынудив соперницу ошибиться, и повесила ей штраф. К тому же великолепно ушла со старта. На верхнем знаке она уже везла сопернице 4 корпуса... Мы были уверены, что победа - вот она! И вдруг на первом фордевинде испанке пришел порыв, совершенно неожиданный порыв, который ускорил ее лодку, да так, что на неразогнанной яхте Катя ничего не смогла сделать и огибала нижний знак уже в корму. Ветер, который к этому времени все больше приходил с моря, позволил испанской команде нарастить преимущество и даже сделать разворот на 270 градусов в качестве оправдания за штраф. На финишном фордевинде Катя попыталась отыграться, но это не получилось. Фактически судьба серебряной медали оказалась решена одним порывом ветра.

Я не знаю, почему Катя в этот момент не подала протест против решения гоночного комитета проводить гонку при столь слабом ветре, и не понимаю, почему О'Хара не подсказал ей сделать это на всякий случай. Наши недостатки, как известно, - продолжение наших достоинств. Он искренне считал, что в рамках действовавших Положения о соревнованиях и Гоночной инструкции все было сделано по закону. А вот выйти за рамки этих документов не смог.

- И вы смирились с поражением?

Штаб российской команды во главе с Сергеем Джиенбаевым выработал свое отношение к этой ситуации. Мы посчитали, что таким решением гоночный комитет нарушил принцип честной спортивной борьбы, сократив формат до трех гонок, причем в очень слабый, неустойчивый ветер, который выдвинул на первый план случай, а не мастерство. На 11-е августа был прогноз свежего ветра до 20 узлов, который бы позволил провести все оставшиеся гонки и финалы. Был, в конце концов, и резервный день 12-е. Жюри на берегу отказался принимать протест с объяснением, что он не был подан на воде. То есть это был явный пример двойных стандартов, вспомните ситуацию в четвертьфинале. Нам ничего не оставалось делать, кроме как пойти инстанцией выше, в Спортивный арбитражный суд (CAS). Целая ночь прошла в переговорах, выработке официальной позиции, подачи заявки... 11-го августа в 8:00 CAS наложил арест на проведение финалов до рассмотрения ситуации. Сам судья срочно выехал в Веймут. В 11:00 началось слушание, на который никто кроме официальных лиц допущен не был. Но вся штука в том, что судья CAS не рассматривает конкретную ситуацию, а лишь нарушение процессуальных положений. И решение его было после заслушивания представителей гоночного комитета все оставить как есть...

Это было очень горькое решение. Оно полностью на совести людей из ИСАФ, которые в нормальной жизни не представляют из себя ничего выдающегося, имена которых никогда ничего не скажут ни одному, даже влюбленному в парус человеку, но которые наливаются чувством собственной важности, поскольку могут вершить судьбы выдающихся атлетов.



- Тем не менее шансы на бронзу оставались? Судьба теперь свела Катю с финской спортсменкой.

- Да, оставалось лишь бороться за бронзу. Что тоже очень достойно. Но вы представляете, что было у экипажа на душе? Хотя мы совершенно не вовлекали их во все юридические дрязги. Первую гонку они блестяще выигрывают. Великолепно стартуют во второй и наращивают преимущество вплоть до последнего фардака. А дует 15-18 узлов, с моря, пришла почти двухметровая волна. И на последнем полном курсе финка, получив две хорошие волны и просерфинговав на них, сумела значительно сократить дистанцию. А затем она начала атаковать сзади и, к сожалению, выиграла эту дуэль. Счет стал 1:1. В третьей гонке Катя опять блестяще ведет всю предстартовую дуэль, но в последний момент получает штрафной флаг, до сих пор непонятно за что. Мнение разошлось даже у нас, тренеров. В результате плохой старт и финка ведет всю гонку. На финише Катя делает отчаянные попытки нагнать Лехтинен, но опаздывает буквально на полметра, а ведь надо еще и штраф разворотом погасить... Но тут же на финише девчонки разматывают красный флаг на ванте - протест против действий опять же гоночного комитета. По Катиным ощущениям, обе лодки в момент старта находились выше стартовой линии, т.е. на фальстарте. И гонку надо объявить несостоявшейся. Жюри собирается прямо на воде, согласно правилам матчевых гонок. На катер приглашают Скудину и Лехтинен. Заседание идет более 20 минут, что беспрецедентно в матчевых гонках. Вопрос к Кате: "Чем докажите?". Ответ:"Я видела, что в момент старта мы обе были выше". Надо смотреть видеозапись, но на катере ампайеров это сделать невозможно. Протест отклонен. Финка на всякий случай спрашивает, а может ли он быть открыт вновь. Ответ: "Только при наличии существенных доказательств", т.е. при наличии видеосъемки, переводя на русский язык.

- Что и на этом все закончилось?

- Нет, конечно. На берегу Катя находит официальную видеосъемку, сделанную камерой справа от створа, т.е. даже в более невыгодном для гонщиков ракурсе. На картинке створ, а подветренный знак стартовой линии уже за секунду скрыт носами яхт, что хорошо видно на часах на стартовом знаке судейского судна. О'Хара даже подпрыгнул, когда это увидел - мы должны точно выиграть этот протест, посчитал он. Но не тут-то было. Протест были вынуждены принять к рассмотрению за два часа до церемонии награждения победителей. И тут в протестовой комнате вновь появляется глава судейского комитета Олимпиады Чарльз Кук. Этот очень большой по размерам человек - американский юрист. И он начинает задавать вопросы, типа, а у вас есть основания подозревать судью на старте в предвзятости. Конечно нет, отвечает российская сторона. Мы считаем произошедшее просто ошибкой. Вот доказательства. Он призывает еще одного англоговорящего юриста, они долго совещаются при закрытых дверях и за считанные минуты до того, как надо объявить победителей, дают отказ в удовлетворении протеста. Мотив - видеосъемка не является официальным доказательством... Расчет был сделан, я полагаю, на выигрыш времени. Объявим победителей, а потом пусть русские после драки кулаками машут.

- Так что, получается, что экипаж Скудиной, отлично пройдя регату, остался ни с чем?

- Конечно, нет обиднее четвертого места. Особенно в ситуации, когда все решает случай и нежелание судей чего-то менять, напрягать ВВС с их вертолетами, снова организовывать гонки, продажу билетов в зрительскую зону у Ноут... Я не думаю, что к Кате или России было предвзятое отношение. Им что Россия, что Финляндия – все одно. Скорее пофигизм. Чтобы перенести гонки, задействовать резервный день, надо что-то предпринять дополнительное. А это – лишние хлопоты. Предвзятое отношение в ИСАФ только к спортсменам из стран Содружества. Только со знаком плюс. Это на подкорковом уровне. Девиз "Британия – владычица морей" так глубоко въелся в сознание даже не англоязычных судей и официальных лиц, что они очень удивляются победам других стран. Особенно это проявилось на лондонской регате. Хотя я посмотрел бы, что было бы с Эйнсли, который в медальной гонке так увлекся матч-рейсом с опережавшим его по очкам датчанином, что мог не стать победителем регаты и не четырехкратным олимпийским чемпионом, если бы голландский гонщик Постма пришел к финишу вторым. Так вот, за двести метров до финиша, когда голландец уже пробивал Слейтера и выходил на эту позицию, его раскрутил английский арбитр. Этот эпизод сразу изъяли из всех видеозаписей, о нем не упоминается в прессе, но он был, я видел своими глазами...



- Если вернуться к выступлению нашей команды, что вы можете сказать об их готовности, состоянии, форме?

- Я уже дал оценку первой фазу турнира – блестяще. В четвертьфинале нам где-то уже помогла удача, поскольку мы могли не допускать до счета 2:2. И основная проблема – полные курсы. Дело в том, что лавировку полностью ведет шкипер – ветер с носа и он видит как обстановку, так и может легко обернуться на соперника, если тот сзади. А на схождениях он всегда держит противника в фокусе. На полном курсе, особенно в сильный ветер, когда лодку можно столкнуть в серфинг, а также в тихий ветер, где все внимание на спинакер, рулевой фактически лишен возможности смотреть по сторонам. Он полагается на информацию шкотовых. И хотя Лена Облова и Лена Сюзева прошли колоссальный путь наверх - согласитесь сами, 4-е место на первой же Олимпиаде – огромный успех, их уровень все же заметно уступает мастерству Скудиной. Катя чрезвычайно требовательный в жизни и спорте человек, причем как к себе, так и к окружающим. Но рота, как известно, приходит к цели не по лидеру, а по последнему... Так что, если девочки, пережив разочарование от того, что вернулись без медалей, скорее всего будут расценивать выступление как большой жизненный успех, то Кате, конечно, четвертого места мало. Так что моя задача теперь помочь ей справится с этим чувством.



- Так что все-таки, поражение или успех?

- На фоне выступлений сборной последних лет 16 лет, конечно, успех - такого высокого места у нас не было после Атланты. А на фоне ожиданий... Катя в любом случае доказала всем, что она превосходный спортсмен, мужественный и волевой человек, настоящий лидер. Именно так и надо это воспринимать. К тому же совсем другой аспект восприятия у руководства спорта. Виталий Мутко позвонил 11-го и сказал, что он впервые так внимательно смотрел парусный спорт и остался страшно доволен, потому что ни в одном другом виде спорта на экипировке нет такого огромного флага России, как на спинакере. А наш спинакер в основном всегда опережал паруса других стран.


nau15

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2012-01-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Олимпиада 2012 Empty очень правильный анализ

Сообщение  nau15 Пн Авг 20, 2012 4:39 pm

Олимпийская регата: 4-е золото Бена Эйнсли бьет рекорд Пауля Эльвстрема
Поделиться…среда, 15 августа 2012 08:06 GMT+3

В конце июля в Англии состоялись юбилейные XXX Олимпийские Игры, - также юбилейные и для класса Финн, который здесь отметил свое 60-летие в Олимпийской программе. Регата проходила в очень острой и красивой борьбе, а судьба всех медалей решилась только на последних метрах медальной гонки. Победителем стал фаворит сезона англичанин Бен Эйнсли, выиграв 4-ю подряд Золотую медаль Олимпийских игр. Учитывая то, что он имел в своем активе еще серебряную медаль, получилось, что талантливый английский спортсмен побил рекорд легендарного датского гонщика Пауля Эльвстрема. Сама регата, отбор и подготовка к ней были непростыми и драматичными для многих спортсменов, особенно учитывая, что класс Финн стал намного динамичнее, атлетичнее и требует от гонщиков новых качеств. О том, как проходила Олимпийская регата, как к ней готовились спортсмены и что нас ждет впереди, эта статья.



Местом проведения Олимпийской регаты стал Веймут. Сюда в середине июля 2012 года съехались 24 талантливых спортсмена, прошедшие серьезный отбор в горниле мировых первенств и этапов Кубка Мира и помимо лицензии для своей страны выигравшие серьезный национальный отбор на право представлять свою нацию на этих ответственных соревнованиях.

Далеко не все страны получили право выдвинуть своего представителя на участие в Олимпийских Играх – ограниченное число лицензий (24) разыгрывалось среди стран в 2 этапа на Чемпионатах Мира 2011 и 2012 годов (соответственно - в Перте (Австралия) и в Англии. В классе Финн олимпийская лицензия для нашей страны была завоевана сразу же на первом этапе в Австралии: там Россию представляли Егор Терпигорев (Москва), Эдуард Скорняков (Москва) и Алексей Селиванов (Краснодар). С начала регаты очень уверенно в лицензионной зоне (на 22-м месте) шел Егор Терпигорев, но поломка мачты в решающий момент и пропуск 2-х гонок лишили его шансов попадания в "Золотой" флот. Но здесь ситуацию подхватил Эдуард Скорняков, который не так удачно взяв старт в регате все-таки вытянул и завоевал сразу на первом же этапе право для России выступить на Олимпийских Играх в классе Финн.



Для многих стран, завоевавших лицензии, дальше развернулась острая борьба внутри их национальных команд за право представить страну. Большинство из них выстроили отбор через показатели, достигнутые во время участия в этапах Кубка Мира и Чемпионате Мира 2012 года. В Англии даже при серьезном доминировании 3-х кратного Олимпийского Чемпиона Бена Эйнсли серьезную конкуренцию составляли сначала Эд Райт (Чемпион Мира 2010г.), а потом ближе к Олимпиаде - более молодой Джилиас Скотт – чемпион Мира 2011 г., выигравший у Бена Эйнсли национальный чемпионат Англии, и для них обоих стало личной трагедией то, что будучи способными бороться за Олимпийское золото, они остались в тени бойца Эйнсли. В Польше сражались до последнего Рафал Сзукель и Петр Кула, в Чехии - молодой спортсмен Томас Вика с опытным ветераном Майком Майером. Серьезные дуэли прошли и во Франции, и в Швеции - везде блистали сильные спортсмены - где-то молодость победила над опытом, а где-то - наоборот. Так, например, в сильной польской команде на Олимпийские Игры отобрался Петр Кула - серебряный призер проходившего в Москве Первенстве Мира 2007 года, а у чехов выиграл отбор опытный Майк Майер, празднующий в этом году 48-летие, для которого это было уже 5-е участие в Олимпийских Играх.

В Российской команде также развернулась нешуточная борьба за право представить страну на Олимпийских Играх. Главными претендентами, включившимися в отборочный марафон, стали молодые спортсмены Егор Терпигорев, Алексей Селиванов и опытный Эдуард Скорняков.

Егор Терпигорев (СДЮСШОР "Хлебниково", тренер Орешкин С.А.) обещающе прошел прошлый сезон и начал этот. Особенно уверенно он шел по средним и сильным ветрам, в морских условиях. В его активе были Серебряная Медаль Первенства Европы 2011г, приходы первым и в тройке на гонках Чемпионата Мира, в том числе - выигранная дуэль с Беном Эйнсли в первой гонке Чемпионата Мира в Англии (хоть и с дисквалификацией за то, что не успел вовремя вернуться с дистанции).

Алексей Селиванов (Краснодар, тренер Сорокин В.А.) также значительно прибавил и показывал стабильно высокий результат: приходы в тройке в гонках Чемпионата Мира, Чемпионата Европы, призовое место на этапе Кубка Мира этого года, оставив позади призеров Чемпионатов Мира и Олимпийских Игр. Особенно хорошо идет по слабым и средним ветрам.



Эдуард Скорняков (СДЮСШОР "Хлебниково", тренер Орешкин С.А.), завоевавший олимпийскую лицензию для нашей страны, после некоторого отката в результатах со времен победы в Чемпионате Европы в 2007-м году, начиная с прошлого сезона, серьезно взялся за подготовку к отбору на Олимпийские Игры и к участию в них. В его актив вошли завоевание олимпийской лицензии на Чемпионате Мира 2011г, целый ряд удачных приходов и общее 11-е место на Чемпионате Европы, финиш вторым в медальной гонке и общее 6-е место на престижнейшем этапе Кубка Мира - Йерской регате в достаточно жестких ветровых и волновых условиях, 17-е место на Чемпионате Мира в Англии. Показывая стабильные высокие результаты особенно по сильному ветру, став лучшим из Россиян на Чемпионате Мира 2012 года Эдуард подтвердил свое право представлять страну на Олимпийских Играх.

С приближением Олимпийской регаты росло напряжение, и сложилась серьезная интрига, поскольку как минимум 12 спортсменов могли реально претендовать на Олимпийские медали. Безусловным фаворитом Игр выглядел Бен Эйнсли, блестяще выигравший Чемпионат Мира у себя дома, в Англии, обеспечив себе комфортное лидерство еще до медальной гонки. Не намного слабее выглядели голландец Питер Ян Постима - серебряный призер Чемпионата Мира в Австралии, хорват Иван Клякович Гаспик - двукратный Чемпион Европы, а также француз Джонатан Лоберт, финн Таппио Никко, опытный новозеландец Дэн Слэйтер. На серьезную форму вышел датчанин Джонас Хог Кристенсен. Большие надежды возлагались на нашего эстонского друга Дениса Карпака.

Каждый из спортсменов усиленно и по своему готовился к Играм, но в большинстве своем все они работали небольшими командами, группами в оттачивании элементов техники и поиске своей изюминки. Интересно безусловно, как готовился каждый из них, но, к сожалению, здесь мы не можем все это отразить и приводим информацию только о некоторых, наверное, наиболее интересных для специалистов.



Бен Эйнсли после Игр в Пекине сменил тренера Джеза Фанстоуна, в прошлом финниста, который ушел менеджером Ново-Зеландской олимпийской команды, на более опытного и старшего Дэвида Хоулетта. Велась постоянная работа с техникой – испытывались лодка и мачты швейцарской фирмы Wilke, однако для Олимпийской регаты Бен остановился на лодке фирмы Devoti, специально построенной ему Тимом Тавинором, и ласково именованной именем «Рита». Тем не менее, проект с Wilke сыграл свою положительную роль – плотная работа спортсмена с производителем дали лучшее понимание многих процессов и конструктивных особенностей, влияющих на ход яхты. В части парусов его команда целенаправленно работала с аргентинским отделением North Sails, чьи паруса, хоть по конструкции повторяли стандартные штатные модели, но по исполнению отличались от того, что делают в Англии и США. В целом за 10 лет он сменил 4 корпуса, 6 мачт и 150 парусов. Вместе с олимпийской программой Бен Эйнсли совмещал еще участие в программе Кубка Америки. Хотя это было тяжело, но, по признанию спортсмена, это помогало каждый раз освежать свой взгляд и по другому смотреть на некоторые вещи, открывая новые идеи для поиска. Не обошлось и без сложных моментов – серьезный моральный удар нанес инцидент на Чемпионате Мира в Австралии, после которого вообще стоял вопрос об участии Эйнсли в Олимпиаде (за плечами у него стояли не намного менее талантливые и сильные Джилиас Скотт и Эд Райт) и Бену стоило серьезных усилий вернуться и доказать свою исключительность, а зимой ему пришлось пройти через операцию на спине. Кроме того, безусловно, несмотря на доминирование в классе, на самом спортсмене из-за этого лежал громадный моральный груз – любая медаль кроме золотой считалась крахом, Игры у себя дома на порядок усиливали давление со стороны всевозможных высоких лиц.



Голландец Питер Ян Постима был гораздо более свободен от таких серьезных обязательств, не придавая большого значения результату Олимпийской регаты, но тем не менее, ему пришлось тоже непросто. Несмотря на его серебряную медаль на Чемпионате Мира в Австралии, сильная Голландская федерация поставила обязательным условием его участия в Играх попадание в 10-ку сильнейших на Чемпионате Мира в Англии. После неудачи на Пекинской олимпиаде, когда он, будучи в числе фаворитов по результатам предолимпийской регаты, на самих соревнованиях не смог даже попасть в десятку лидеров, Питер сделал для себя выводы и за прошедшие годы активно поработал над своими слабыми сторонами, отточил свое оружие: старт, стратегию, скорость в сильный ветер. Также скорректировал программу с тем, чтобы подойти к ответственным гонкам с максимумом мотивации (По его признанию в Циндао он был полностью демотивирован, истощен в части жизненной энергии монотонными рутинными занятиями.) Питер Ян Постима очень серьезно сосредоточился на психологической подготовке. После Олимпийских Игр он сделал перерыв на год, поменял род занятий, обстановку и, когда вернулся, смог смотреть на вещи гораздо более свежим взглядом и видеть те вещи, которые раньше не замечал. Были также перестроены цели и отношение к ним, чтобы исключить постановку неоправданно высоких, слабо достижимых задач. Подготовку Питера Яна Постимы обеспечивала небольшая команда, состоящая из тренера Стефана де Врайес, спонсора и менеджера по связям со СМИ Александрой Вербик и эксперта по материалам Яна ван-дер Хорста (производителя мачт Hit Masts). В ходе испытаний команда остановилась на мачте Hit Mast с жестким низом и мягкой верхней частью, для сильных ветров – парусе North Sails, для слабых – на более пластичном к перестройкам парусе WB. Все это подвело Питера Яна Постиму к Олимпиаде в хорошей физической, технической и психологической форме.

Французский гонщик Джонатан Лоберт, перешедший в класс Финн в 2007-м году после того как вырос из Лазера, серьезно прибавил за 2010- 2011-й год, выиграв отбор у его старшего коллеги Джилиана Флорента, принесшего в 2008-м году бронзовую Олимпийскую медаль, а также – у Томаса ле Брентона, не менее сильного гонщика. После проведенного отбора на Олимпийские Игры Французская федерация возлагала на Джонатана не меньшие надежды. Помимо кропотливой работы со своим тренером, в своей подготовке Джонатан объединился с финскими и шведскими гонщиками Тапио Никко, Даниэлем Бигмарком и Джокке Вилениусом. Работа в этой группе, по признанию гонщика, дала ему очень многое и позволила соперничать на самом высоком мировом уровне. В качестве боевого комплекта Джонатан выбрал мачту Hit Masts и парус WB – в общем-то общее для гонщиков этой группы сочетание. В части физической и психологической подготовки перед самой олимпийской регатой Джонатан Лоберт решил взять отдых, чтобы повысить мотивацию, иметь горячее желание в любой момент прыгнуть в лодку и идти в гонку.

Хорватский финнист Иван Клякович Гаспик построил свою подготовку на отработке хождения при сильном ветре и полных курсов. Блестяще стабильно выступив в 2010–2011 годах, в предолимпийский год он значительно сократил соревновательную активность и, как многие нацеленные на Олимпийские Игры гонщики, сосредоточил свою подготовку на Веймуте, стараясь провести там как можно больше тренировок, чтобы понять, настроиться, разобраться в местной акватории, ее условиях.

Интересно отметить как вышел к Олимпиаде датчанин Джонас Хог Кристенсен. После не совсем удачного для него выступления на Олимпийской регате в Циндао Джонас значительно снизил свою активность, переключился на работу в музыкальной индустрии, при этом просто поддерживая свою форму участием в регатах по выходным дням. Тем не менее, это не помешало ему выиграть проходивший у него дома Чемпионат Мира в 2009-м году. Однако далее он серьезно не рассматривал свое гоночное будущее и запустил занятия парусом, как и свою форму – его вес достиг 112 кг, и это были во многом не мускулы. После неудачного для Датчан 2010-го года родная федерация обратилась к Джонасу с просьбой вернуться и поднять престиж страны. Чемпионат Мира 2011-г. был тестовым для Джонаса в том, сможет ли он вернуться в строй, и его 14-е место вселило в нем такую уверенность. Последующий год стал очень трудным для Датского финниста, поскольку ему предстояло как значительно восстанавливать свою физическую форму, так и серьезно менять свою ментальность – современная техника хождения на полных курсах значительно шагнула вперед, и класс стал намного более атлетичным и динамичным. Учитывая свой большой парусный опыт, Джонас в свой подготовке сделал упор на свою физическую форму. Но кроме этого он уделил большое внимание на доработку своей материальной части и поиску скорости, того волшебства, которое по наблюдению датчанина в некоторых условиях позволяло лидеру Бену Эйнсли идти быстрее и на 3 градуса острее остального флота. Перед Олимпийской регатой в своем интервью датский гонщик загадочно проговорился, что они все-таки нашли некую «волшебную палочку», а также подобрали наиболее удачный комплект мачты и паруса, и они еще покажут на что способна Датская команда. Но перед самими соревнованиями его «волшебная» мачта дала трещину, и Джонасу пришлось поломать голову, как ему выйти без потерь из этой ситуации.



Итак регата началась. В числе фаворитов, реальных претендентов побороться за золотую медаль многие называли 4-5 гонщиков, среди которых были Бен Эйнсли, Питер Ян Постима, Джонатан Лоберт и Джонас Хог Крисстенсен, кое кто еще называл Заха Раллей, серебряного призера ОИ2008, показавшего 4-й результат на предолимпийской регате. Гонки поразили всех красотой, высокими скоростями и накалом борьбы.

И первые дни начались не без сенсации – куда-то пропало знаменитое доминирование Бена Эйнсли! Первую часть регаты вырвался вперед датчанин Джонас Хог Кристенсен, и Бен не мог ничего с ним сделать! Более того, Бен начал проигрывать кое-где на его коньке – полных курсах! Первые две гонки, несмотря на разные ситуации, три спортсмена стабильно пришли на одних и тех же позициях, и казалось, что вот они – определились медалисты – датчанин пришел оба раза первым, англичанин Бен Эйнсли – оба раза вторым, а хорват Иван Клякович Гаспик – третьим, и они так и будут продолжать наращивать отрыв от остальных и между собою. Но не все пошло так по накатанному. В такой сильной компании другие гонщики сумели перестроиться и завязать борьбу и интригу. Одна из гонок второго дня вообще стала пиком накала борьбы, драматизма и нервного напряжения – шедший первым финский гонщик на огибании знака запутался в шкотах, попал в неудачное сочетание волн и перевернулся, а вышедший после этого вперед испанец - через некоторое время потерял руль. Лидеры постоянно менялись, и нельзя было говорить о доминировании того или иного гонщика. Тем не менее Кристенсен действительно пошел наращивать лидерство и после 6-ти гонок уже имел комфортный отрыв от англичанина Бена Эйнсли в 10 очков, ни разу не пропустив его вперед себя. Вот оно проявилось то, волшебство, о котором намекал датчанин! Многие уже заговорили о том, что Датчане отстоят честь Пауля Эльвстрема и воспрепятствуют побитию его рекорда (4 золотых олимпийских медали подряд) англичанином Беном Эйнсли. В интернете даже появились коллажи на эту тему.

Но знаменитого Бена было рано хоронить! Немногие знали, что в первые дни регаты у английского спортсмена обострилась травма спины, и в яхт-клубе дежурил вертолет, чтобы немедленно доставить яхтсмена в госпиталь в экстренном случае. День передышки дал возможность Бену несколько восстановиться, проанализировать ситуацию, выстроить новую стратегию. И в конце концов Бен Эйнсли не был бы тем знаменитым Эйнсли, если бы не мог выходить из, порой, самых безнадежных ситуаций. Тем более он был опасен для соперников в разозленном состоянии. А разозлил его инцидент, когда он был вынужден раскрутиться за навал на знак, который он, по его мнению, не нарушал, но его вынудили окрики датского и голландского спортсменов. К седьмой гонке вернулся прежний, готовый разорвать флот, Эйнсли. За 4 оставшихся гонки он смог сделать чудо – сократить отрыв от датчанина до 2-х очков. Помог ему в этом и голландец Питер Ян Постима серией первых и вторых приходов.

Учитывая матчевую хватку Эйнсли, не раз проявленную им как на Олимпийских Играх, так и на Чемпионатах Мира (мы могли наблюдать это и на Чемпионате Мира в Москве, когда Эйнсли подавлял грека Папатанасио в старте последней гонки) не было сомнений, что англичанин как никогда близок к золотой медали – ему достаточно было поймать и оставить датчанина за собой. Но не все было так просто – голландец, подошедший третьим к медальной гонке, приблизился в опасную близость к лидерам, и им надо было не только разбираться между собой, но и следить и за ним – разрыв составлял хоть и комфортные, но опасные 14 очков.

Медальная гонка стала самой драматичной по цене ошибок для целого ряда гонщиков и, наверное, отразила и сконцентрировала в себе весь накал страстей, которые происходили на протяжении всей регаты – судьба всех медалей оставалась подвешенной до самого последнего участка дистанции. Кристенсен взял удачный по отношению к позиции Эйнсли старт, заставив того отвернуть вправо - сторону, которая по опыту всей недели не давала преимущества, но Эйнсли удалось поймать удачный заход с той стороны и выйти на первую марку впереди своего главного соперника, будучи при этом в середине флота. К нижней марке Эйнсли пришел уже третьим, но на второй лавировке пошел контролировать Кристенсена, который отвернул вправо, и к следующему огибанию знака оба оказались в конце флота 9-м и 10-м соответственно. Тем самым они поставили себя в уязвимую позицию по отношению к голландцу Питеру Яну Постиме, которому было достаточно финишировать вторым, чтобы завоевать золото. Не все гладко складывалось у Постимы, с начала гонки он был в середине флота при том, что уже его преследователь – француз Джонатан Лоберт вырвался вперед, а Постиме нельзя было упускать того, более чем на 2 лодки перед собой. Но голландец поймал удачный заход с левой стороны на последней лавировке и на последний полный курс вышел уже третьим в непосредственной близости от шедшего вторым новозеладца Дена Слейтера. Казалось, еще чуть-чуть и золотая медаль отойдет Питеру. Но… обидная оплошность на огибании нижнего знака – Постима задевает гиком камеру на корме новозеландца и получает штраф, который в итоге стоит ему всех медалей – при раскрутке он пропускает 2-х гонщиков - хорвата и испанца, и финиширует пятым. В итоге он и не достает первых двух, и пропускает вперед француза Джонатана Лоберта, которому и отходит бронзовая медаль.



Наверное, самая напряженная и драматичная по накалу борьбы Олимпиада, заканчивается все-таки победой англичанина Бена Эйнсли. Конечно, можно сказать, что здесь сыграл случай, но, если посмотреть на то, через что он прошел, как он доминировал на большинстве мировых регатах в том числе в этот сезон, что бился за победу с серьезной травмой спины, то, наверное он заслуживает, чтобы «небеса» ему немножко помогли.

Конечно, не всем так везло на этих соревнованиях. Кто-то допускал больше ошибок, кто-то не выдержал морального напряжения. Российский гонщик Эдуард Скорняков по своей готовности имел шансы претендовать на место в 10-ке лидеров – в первой же гонке он даже шел в лидирующей тройке, - проведенная работа по яхте, подбору мачты, паруса, настроек, техники дала результат – он мог биться на равных с лидерами. Не хватало только техники на полном курсе – здесь главные лидеры ушли значительно вперед. Но все равно после первого дня Эдуард шел на 8-м месте. Что произошло дальше – трудно сказать. Сыграло может быть моральное давление, выбили из колеи неудачные приходы или сказалась малая накатанность именно в условиях Веймута, моральная усталость… Судя по тому, что наблюдали со стороны очевидцы, это состояние можно охарактеризовать словами американца Заха Раллея, который тоже оказался в аналогичной ситуации: "Неудачи в первых гонках и повышенные ожидания к твоему результату заставляют попытаться отыграться, идти на большой не всегда оправданный риск, который может дать как большое преимущество, так и не менее большой провал. Чаще происходит второе, и это все сильнее и сильнее загоняет тебя в отрицательное состояние, приводящее соответственно к отрицательному результату. Итогом Олимпиады для нашей страны стало 17-е место в классе Финн".

Тем не менее, 30-я Олимпиада уже позади, и сейчас важно посмотреть вперед, подумать – что можно почерпнуть из опыта прошедших соревнований, что меняется по отношению к новым, и правильно построить программу на следующее как минимум 4-х летие.

Что дальше?

В новый олимпийский цикл мы входим с новыми реалиями и новыми условиями.

С одной стороны значительно меняются внешние условия: Международный Олимпийский комитет, Международная Федерация Парусного спорта (ISAF) делают упор все больше на развитие парусного спорта по континентам. Поэтому только 75% лицензий на Олимпийские Игры будут распределяться по результатам Чемпионата Мира, остальные же лицензии будут распределены между континентами для их внутреннего отбора.

При этом распределение первого пула олимпийских лицензий будет происходить не за год, а за два года до Олимпиады в 2014-м году на объединенном Чемпионате Мира ISAF.

Здесь же возникает еще один барьер – число допущенных спортсменов от страны на Объединенный Чемпионат Мира ISAF будет зависеть от того, как выступят спортсмены на предыдущем Чемпионате Мира, то есть в 2013-м году. Безусловно, каждой стране будет выделена квота на как минимум одного участника в каждом классе, но как опыт показывает, иметь одного спортсмена – это очень рискованно. Шансы же получить квоту во втором пуле очень призрачны ввиду большого числа стран в Европе, к которой относится Россия.

Поэтому, как это ни парадоксально звучит, очень многое будет зависеть от того, как Российские финнисты смогут выступить на Чемпионате Мира за 3 года до Олимпийских Игр, т.е. в 2013-м году в Таллине.

С другой стороны то, что Россия на прошедшей Олимпиаде не выиграла ни одной медали, меняет и наши внутренние условия – будет сокращен объем центрального финансирования сборной команды, что сузит и без того ограниченные ресурсы, также ударит и по бюджетам спортивных парусных школ на местах.

Но в этом может быть и плюс для нашей страны, так как этот момент подтолкнет перестроить изжившую себя систему самоизоляции сборной команды и консолидации всех ресурсов на подготовку очень ограниченного числа спортсменов. Опыт Первенства Мира 2011г, Первенства Мира и Первенства Европы 2012 года в классе Финн ярко показал явный недостаток этого подхода – ни один спортсмен, на которого ставила наша сборная команда, не завоевал медалей. Но с другой стороны он высветил и положительный интересный момент - честь страны все-таки смогли защитить, и защитили наши простые ребята, прошедшие через общественную подготовку Ассоциацией. Эти ребята готовились без тех серьезных бюджетов, которые выделяются на сборную команду, на общественных началах, за свой счет и за счет командирующих их местных спортивных школ и организаций, и при этом на многих из них специалисты сборной команды «ставили крест». Они имели огромное желание победить, несмотря ни на какие клише, и они победили!

Получается, что далеко не все зависит от денег! Можно сделать большую работу и задействовав общественный ресурс! Это показывает, что с отрицательными итогами XXX Олимпийских Игр для парусного спорта нашей страны не все кончено и есть путь для объективного роста, есть и потенциал для побед.

Так значит, наверное, настало время объединиться? Василий Кравченко

Российская Ассоциация класса Финн


nau15

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2012-01-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Олимпиада 2012 Empty Re: Олимпиада 2012

Сообщение  nau15 Чт Сен 06, 2012 2:27 pm

Yacht Russia в сентябре представляет статью члена Попечительского совета ВФПС Василия Сенаторова
Поделиться…среда, 05 сентября 2012 16:26 GMT+3



Авторский материал издателя журнала Yacht Russia называется «Когда воротимся мы в Портленд... Или послесловие к олимпийской регате»:

ВЕЙМУТ–МОСКВА
...Мы будем кротки, как овечки

Булат Окуджава никогда не был в, или, точнее, на Портленде – острове на юго-западе Англии, который снискал себе дурную славу еще несколько веков назад как придворная каменоломня. Добывали знаменитый белый и прочный известняк, из которого были сложены Букингемский дворец, собор Св. Павла и другие парадные здания Лондона, естественно, заключенные. Сначала они построили себе тюрьму для проживания, затем был отсыпан огромный мол, который вместил в себя самую крупную военно-морскую базу Соединенного Королевства. Нравы во флоте ее величества королевы Виктории были практически тюремные, и не мудрено, что дезертиры подавались в пираты. От их имени и написал Булат Шалвович знаменитую «Пиратскую лирическую», которую прекрасно исполнил Леонид Филатов в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска».

Когда еще в советские времена мы распевали эту песенку, я и представить себе не мог, что судьба заведет меня на этот богом забытый остров. Но именно там, на акватории Портленда – Веймута, проводилась регата ХХХ Олимпийских игр.

В 1999 году ВМС Великобритании покинули уютную гавань, и здесь было решено с подачи Королевской яхтенной ассоциации создать Национальную парусную академию Великобритании. Этот центр по популяризации паруса и подготовке сборной команды распахнул свои двери в 2005 году, а вскоре Лондон одержал победу в споре за проведение Олимпийских игр.

Вполне логично, что местом проведения регаты был назначен Портленд – Веймут, известный курортный ареал южной Англии.

Сильные юго-западные ветра, защищенная акватория и незначительные по островным меркам течения делали Портленд местом более предпочтительным, нежели колыбель британского паруса остров Уайт.

И с 2009 года вся парусная элита мира стала осваивать этот новый для себя регион. То время, которая сборная России провела на тренировках и соревнованиях в Портленде, показало, что готовиться следует к сильным ветрам и большой волне. Т.е. погоде, которую так любят морские гонщики, и прежде всего англичане, австралийцы и новозеландцы. Сами яхтсмены Туманного Альбиона и не скрывали своих наполеоновских планов на 2012 год, отталкиваясь от головокружительного успеха в Циндао (4 золота и 2 серебра) и надеясь на родные стены. Тем более что лидеры сборной Бен Эйнсли и Йан Пирси остались в строю. Главная интрига Игр состояла в том, сможет ли Бен стать первым в истории паруса четырехкратным олимпийским чемпионом.



...Ей­богу я во всем покаюсь

Yachting World вышел накануне Игр с титульной историей «Что может остановить Бена Эйнсли?» Идол английских яхтсменов оказался перед Играми в сложном положении. После Пекина его увлекло предложение стать шкипером английского проекта в America’s Cup, и он начал тренироваться в Team Origin. Когда американцы решили проводить кубок на катамаранах, сэр Кейт Миллс, владелец английской команды, избранный к тому же вице¬президентом Оргкомитета лондонских Игр, прекратил финансирование своей кампании. Это была середина 2010 года, и к этому моменту Бен практически уже решил отказаться от участия в Олимпиаде. Но выбор был сделан за него.

Он весил в этот момент 78 кг, поскольку специально худел к легким ветрам в Циндао. Теперь за два года ему нужно было вернуться к 94 кг и отстоять свое право на Игры перед молодыми и очень амбициозными соотечественниками Джилом Скоттом и Эдом Урайтом, сделавшими весомую заявку на лидерство в классе «Финн».

Начались два самых сложных года его жизни. Бен сетовал: «Я чувствую, что убиваю себя, готовясь к Играм». Но недаром британская команда слывет фабрикой чемпионов. Лучшие в мире методики, тренеры по физической подготовке и специалисты по питанию, врачи и физиотерапевты помогли Бену Эйнсли подойти к Играм в лучшей форме. Особую роль, конечно, сыграл в этом процессе его тренер Дэвид Хоулетт, воспитавший двукратного олимпийского чемпиона Йана Пирси и опекавший также двукратную Ширли Робертсон. На чемпионате мира 2012 года, который прошел накануне Игр в Фальмуте, Эйнсли доказал, что король жив, выиграв регату с семью первыми и двумя третьими приходами.

Но олимпийская регата началась неожиданно. Датский рыжебородый финнист Йонас Хой Кристенсен в первой же гонке при 14–17 узлах отлично ушел со старта и привез на финише Бену почти 20 секунд. При такой силе ветра решающую роль играли физподготовка и вес атлетов. Йонас с его 102 килограммами мышц уверенно раскатывал Бена. Англичанину ни разу не удалось прийти впереди молодого викинга ни в одной из 6 гонок первой части соревнований! Казалось, вот она, сенсация Игр!



Пришел день отдыха. Пресса просто осаждала датчанина, и он дал интервью, в котором прозвучали нотки триумфа. Но не говори гоп... Я не знаю, что сделали тренеры с Беном за день отдыха. А может быть, помогло общее ослабление ветра, но с 7-й гонки англичанина как будто подменили. Он пришел три раза впереди датчанина и даже выиграл одну гонку. Перед медальным стартом Йонас был впереди всего на два очка. Но поскольку в последнем состязании турнира очки удваиваются, Бену было достаточно просто прийти впереди соперника, чтобы победить в регате. При этом было важно, чтобы голландец Питер Ян Постма не финишировал в тройке лучших. Ведь приди он вторым, а Бен девятым – что было очень вероятно, если между датчанином и англичанином завяжется матч-рейс, – то чемпионом Игр станет Постма!

Бен со старта навязал Йонасу матч-рейсовую борьбу (вот она, школа America’s Cup и мирового турне по матч-рейсу!). Увел за судейское судно, стартовал первым и всю лавировку крыл соперника. При этом обоих мало интересовало то, что делается впереди. И зря: отпущенный на волю голландец почувствовал привкус золота и устремился отвоевывать позицию за позицией у лидеров гонки. Перед огибанием последней марки он был чуть сзади, но внутренним у новозеландца Дэна Слейтера. Этот момент режиссеры трансляции показали лишь на долю секунды. Казалось бы, вот он, самый драматический момент гонки: пока гиганты борются, вперед выходит аутсайдер! И тут диктор сообщает, что судья на дистанции вешает голландцу штраф: он якобы коснулся носом своей лодки транца новозеландской яхты и должен сделать полный оборот в качестве извинения! Сколько я ни пытался разглядеть этот момент в видео­архиве, мне это не удалось. Национальность ампайра я тоже выяснить не смог...

Главная ожидаемая новость регаты состоялась: Бен Эйнсли стал первым в мировой истории четырехкратным олимпийским чемпионом. Событие, которого жаждали миллионы английских болельщиков, наступило. Бен дождался после финиша катера тренера, получил от него «Юнион Джек» и триумфально поднял руки с флагом. А подойдя ближе к поляне со зрителями, еще и зажег два фальшфейера. Похоже, триумф был хорошо отрепетирован.

Бен, безусловно, великий гонщик. В олимпийском парусе родилась новая икона, пришедшая на смену уже выцветшему образу Эльвстрема. Победа в четырех Олимпиадах и одно серебро, т.е. 16 лет непрерывных пьедесталов, ставят его в один ряд с такими легендами спорта, как Лариса Латынина, Карл Льюис или Майкл Фелпс. Ведь в парусе можно завоевать только одну олимпийскую медаль в один цикл. Мы же не проводим гонок на разные дистанции или с разным размером парусов, чтобы разыгрывать десятки медалей, как это делают пловцы...

...я сам взбегу на плаху

Англия вздохнула у телевизоров с облегчением. Ведь только что страна пережила большое разочарование. Двукратный олимпийский чемпион Йан Пирси, еще один харизматичный лидер сборной Великобритании, уступил верхнюю ступень пьедестала в классе «Звездный» шведу Фредерику Лоофу. Перед медальной гонкой экипаж Пирси–Симпсон вел с отрывом в шесть очков от тоже необычайно именитой бразильской пары Роберт Шейдт–Бруно Прада (у Шейдта – 4 олимпийские медали, из них две золотых), которая в свою очередь опережала шведов на пять очков. В их спор за медали вмешаться никто не мог. И англичане, которые не в состоянии были навязать оборонительную стратегию сразу двум командам, выбрали ближайших соперников – бразильцев. Оставленный в покое швед не преминул этим воспользоваться, свободно сделал после старта поворот вправо, прошел по кормам нескольких лодок, получил желанный заход из¬под берега и вышел первым на верхнюю марку. Всю дистанцию его единственным оппонентом был новозеландский экипаж. Фредерик рисковал – и выиграл. Англичане довольствовались серебром. Великая английская парусная машина дала первый сбой.

Больше ни одного золота английским гонщикам взять не удастся. Ни в «Лазере», где олимпийский чемпион Циндао Пол Гудисон станет лишь седьмым. Ни в «Лазере ­радиале», где Элисон Янг займет пятое место, а победительницей станет китаянка Лиия Ксю, ни в женском матч-рейсе, где экипаж Люси Макгрегор будет выбит на стадии четвертьфинала российской командой Екатерины Скудиной...



Но Веймут дал несколько блестящих новых имен. В начале регаты, когда еще дули 15–18-узловые ветры, фантастическое представление устроила молодая ирландская лазеристка Аннелиза Мэрфи. Четыре гонки – четыре первых прихода. Даже блистательный «летучий голландец» виндсерфингист Ван Риссельберге, который выиграл регату не то что до медальной гонки, но даже за одну до окончания всех соревнований, и тот смог подряд одержать только три победы. Проблемы у рослой и мощной ирландки начались с ослаблением ветров до 12–15 узлов. И конечно, сказалось еще и нервное напряжение. А вот тому же Рийссельберге все оказалось «по барабану».



К пантеону портленских чемпионов надо причислить и австралийца Тома Слингсби. Этот крепкий парень вырос в Сиднее, в семье яхтсменов. Но до 15 лет парус его не интересовал. Он ходил на воду за деньги – сестра платила ему 20 центов за гонку. Все переменилось, когда он своими глазами увидел регату на Олимпиаде 2000 года. Тогда он сказал себе, что его цель – олимпийское золото. В Циндао его ждало горькое разочарование – 22-е место. Но Том все равно не сдался. Он одновременно вел две кампании: олимпийскую и America’s Cup. (Его прочат на роль основного шкипера защитника Кубка команды Oracle. Если это получится, Слингсби станет самым молодым шкипером в истории America’s Cup.) Для этого на всех кубковых сборах его сопровождал и «Лазер» – до основных тренировок он несколько часов ходил на швертботе. Том не скрывал своей безумной радости, когда получил в Портленде золото. «Я шел к нему 12 лет», – заявил он прессе.



А вообще австралийцы стали самой успешной сборной на Играх, завоевав три золотых и одну серебряную медали.

Поделим золото, как братья

Настоящим победителем олимпийской регаты стал украинский тренер Виктор Коваленко, вот уже много лет возглавляющий сборную Австралии. Мэтью Белчер и Мэлколм Пейдж завоевали золото в 470, любимом классе «медальмейкера» из Днепропетровска. Плюс Слингсби. Плюс Натан Аутеридж и Йан Йенсен, которые обеспечили себе победу в классе 49er еще до медальной гонки. Все они записали в своих анкетах Коваленко как тренера.

Что же такого знает Виктор, чего не знаем мы, и, как стало ясно, не до конца знают англичане, не говоря уж о немцах, португальцах, итальянцах, норвежцах, ирландцах и даже американцах, которые уехали из Портленда без медалей? Когда брал у него интервью после регаты в Циндао, Виктор обмолвился, что он владеет системой подготовки. Но при этом пожаловался на короткую скамейку запасных. Тогда мне показалось, что он лукавит. В Австралии да не из кого выбирать? В Австралии, которая почти половину золота в Англии набрала именно в парусе? В Австралии, окруженной океанами, где родители сажают детей на борт чуть ли не в младенчестве? В Австралии, которая отобрала America’s Cup у США после более чем 130 лет безраздельного владения им?

Просто Коваленко производит отбор уже из первосортных гонщиков. Он не работает с полуфабрикатом, с подающими надежды, с резервом. Поэтому и планка его требований высока. А секрет, я думаю, в том, как настроить экипаж на победу, заставить его поверить в реальность олимпийского золота.

…нас примет Родина в объятья

Не думаю, например, что хоть кто­ то из российских гонщиков и тренеров верил в возможность получения медали. Мечты были приземленными: войти в медальную гонку, да и просто хорошо выступить, хотя понятие «хорошо» у всех свое. Исключение составляла команда Екатерины Скудиной, которая обоснованно строила планы на медали.

В чем была причина такой уверенности? Ведь Катя поздно пришла в матч¬рейс. Та же француженка Клер Леруа царствовала в этой дисциплине много лет, пока она не стала олимпийской. Люси Макгрегор ушла из «Инглинга» еще до завершения олимпийского цикла пекинских Игр и тоже сразу начала занимать высокие места в рейтинге. Победительница Циндао в «Лазере» Анна Танниклиф набрала великолепную команду и уверенно выигрывала одно соревнование за другим. А перед национальным отбором на Олимпиаду вообще заявила, что тот, кто выиграет это испытание, тот и станет Олимпийским чемпионом. Самоуверенности американцам не занимать... Наконец, финка Силия Лехтинен выросла после совместных тренировок с американкой в грозного соперника, чисто выиграв у своей спарринг¬партнерши финал чемпионата мира в Гетеборге.



Катя и две Лены, Облова и Сюзева, приехали в Англию, занимая 7-е место в мировом рейтинге. У них, казалось бы, не было формальных причин думать о медалях. Однако у них было другое. Особенно у Кати, которая уже прошла две Олимпиады и могла сравнивать. У них была система подготовки, были высокопрофессиональные тренеры, было достаточное финансирование. Т.е. у них было то, что считалось, например, нормальным и необходимым в английской и австралийской сборной, но чего не было в российской последние 15–20 лет. С командой Скудиной работал целый штаб. Осенью 2011 года его возглавила гречанка София Бекатору, победительница Игр 2004 года в Афинах и бронзовая призерка Циндао. София помимо этого единственная в мире яхтсменка, которая четыре года подряд становилась чемпионкой мира в 470, дважды избиралась яхтсменкой года ISAF. Она согласилась на предложение Кати, поскольку знала ее высокий потенциал и решила попробовать себя в качестве тренера. Тренерами по матч¬рейсовой практике были приглашены лучший российский гонщик Евгений Неугодников, а затем еще и датчанин Расмус Костнер и англичанин Тудур Оуэн, гоняющиеся за лучшие команды планеты как в матчевых гонках, так и на катамаранах AC45 и Extreme 40. Техникой постановки и несения спинакера со шкотовыми занимался серебряный медалист Атланты Игорь Скалин, у команды даже появился менеджер, взявший на себя вопросы логистики, – Татьяна Курбатова. Ей к тому же помогал Валентин Уваркин, а со стороны ВФПС – Сергей Кузовов. Незадолго до Игр, когда стало понятно, что нужно подстраховаться от возможных ампайрских «неожиданностей», консультантом по правилам был нанят ирландец Билл О'Хара, сам авторитетнейший судья, очень честный и справедливый человек. Он судил портовые гонки Volvo Ocean Race, а этой осенью – главный судья первой серии гонок в Европе на 70¬футовых катамаранах America's Cup. Незадолго до Игр Билл разошелся во мнениях с главным судьей Олимпиады американцем Чарли Куком, и тот не взял его судить в Портленд. Катя, случайно узнав об этом, тут же сделала ему предложение, и Билл, не долго думая, согласился. Он тоже видел колоссальный рывок, которая совершила команда Скудиной за два года, и верил в потенциал девочек. Катины успехи на этапах Кубка мира и чемпионатах Европы заметили и в Министерстве спорта России. Ей позвонил Виталий Мутко и сказал, что будет лично помогать экипажу. В системе ручного управления, воцарившейся с подачи главы государства, это было счастливым лотерейным билетом. Кроме того, нашлись и новые спонсоры, которые взяли на себя часть финансовой нагрузки, связанной с оплатой иностранных тренеров. Ими стали члены Попечительского совета ВФПС Леонид Алтухов и Анатолий Карачинский. Единственно, кто не смог ничем помочь, это Спорткомитет города Москвы. Причем Алексей Воробьев, министр спорта, даже дал поручение о выделении значительной и очень нужной суммы для лучшей команды столицы, а аппарат комитета саботировал это решение под надуманным предлогом. Уверен, что здесь дело не обошлось без вмешательства Салтычихи от паруса, директора ЭШВСМ Хлебниково Маргариты Кузнецовой, которой был страшно невыгоден возможный успех Екатерины, покинувшей школу из¬за ее самодурства.

С командой работали греческие специалисты по ОФП и питанию, тренер по ОФП Наталья Прудникова, психолог Маргарита Буданова, а уже перед самой Олимпиадой подключились и массажисты. Это была единственная профессионально построенная кампания в российском олимпийском парусе. Уверенности в силах придавало и то, что экипаж Скудиной регулярно побеждал то одного, то другого лидера, а на предолимпийской неделе занял второе место, пропустив вперед в последней гонке Лехтинен буквально на полметра.

Девчонки работали по 25 дней в месяц в Испании, а потом в Англии, оттачивая матч¬рейсовую практику, хождение полными курсами, что было самым уязвимым моментом в подготовке обоих Лен, пришедших из однопарусного «Лазера».



На последнем этапе главное внимание было уделено коммуникации на борту и тим­билдингу. Понятно, что в уровне подготовки рулевой и шкотовых была заметная разница из¬за различия в возрасте и соревновательной практики. Стояла задача максимально укрепить доверие рулевой к информации, которую постоянно должны давать шкотовые, максимально отточить синхронность действий в маневрах, закрепить реакцию на кодовые слова и команды.

«Когда они все в боевом настроении и хорошо себя чувствуют, им нет равных», – не раз повторяла мне София. Но как добиться от членов экипажа, впервые оказавшихся в олимпийской мясорубке, терпения и умения не жалеть себя в решающих схватках? Очевидно, для этой самой тонкой психологической настройки просто не хватило времени.

Но только в Портленд воротиться не дай нам, Боже, никогда!

Так что же произошло с лучшим экипажем страны, от которого ждали медали, причем высшей пробы? Рассказ об этом в интервью с самой Екатериной Скудиной. Но ясно одно, что судей ISAF больше заботила честь мундира во всех спорных ситуациях, стремление уложиться в регламент, предписанный организаторами, которые, в свою очередь, сильно зависели от телевизионной сетки и коммерческой службы, а не желание выявить действительно сильнейших. Недаром все парусные журналисты несказанно удивились, увидев испанскую команду наверху пьедестала. Я считаю, что был нарушен основной принцип честной спортивной борьбы, который предполагает предоставление сторонам максимальных шансов именно на высоких стадиях борьбы, т.е. в полуфиналах и финалах, для определения сильнейшего. Наглядный пример тому – финальная встреча олимпийского турнира по мужскому волейболу, где сборная России, проигрывая 0:2, сумела переломить судьбу встречи и выиграть со счетом 3:2. А что было бы, реши арбитр, на взгляд которого матч слишком затянулся, сократить его до двух побед?

Атлеты идут к своему финалу на Олимпиаде всю сознательную жизнь, а некий арбитр может эту жизнь перечеркнуть одним непродуманным решением. Поэтому я полностью поддерживаю позицию ВФПС и Министерства спорта: надо бороться за пересмотр итогов финалов женского матч¬рейса в Лондоне. Судьи, прекрасно понимавшие вес случайности, все­таки дали старт в очень слабый ветер, а не воспользовались своим правом определить финалиста по раунд­робину и не использовали возможность проведения полуфиналов до трех побед, несмотря на то что в расписании был запланирован резервный день.

Вызывает вопрос и решение главного судьи в женском мач­рейсе Марии Торрийо Мол, давшей роковую третью гонку в полуфинале несмотря на умирающий ветер. По положению, если бы эта гонка не состоялась, в финал попадали бы победители пар по раунд­робину. И туда вышли бы не испанки, а российские яхтсменки. Т.е. нам была бы гарантирована серебряная медаль.

Не знаю, удастся ли нам пробить стену равнодушия и круговую поруку в данной конкретной ситуации, но мы делаем это для того, чтобы на следующих Олимпиадах яхтсмены могли рассчитывать на более уважительное отношение к себе.


СБОРНАЯ РОССИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ
ЖЕНСКИЙ МАТЧ-РЕЙС, ELLIOTT 6M: Екатерина Скудина, Елена Сюзева, Елена Облова – 4-е место (из 12)
LASER: Игорь Лисовенко – 27 (48)
LASER RADIAL: Светлана Шнитко – 34 (41)
R:SX (М): Дмитрий Полищук – 20 (38)
R:SX (Ж): Татьяна Базюк – 25 (26)
«ФИНН»: Эдуард Скорняков – 17 (24)
470 (М): Максим Шереметьев/Михаил Шереметьев – 17 (27)


МЕДИЙНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Кто сказал, что парус не зрелищен? Полный предрассудок. Особенно после великолепной подачи регаты на Играх в Лондоне. Когда за два года до Олимпиады англичане объявили о том, что и на парусную регату будут продавать билеты, все, мягко сказать, удивились. Обычно на берегу стоит группа энтузиастов и просто зевак. Первые смотрят в бинокль и обмениваются малопонятными фразами друг с другом, а другие громко обсуждают тему «Cмотри, как красиво, но куда они все плывут?».

Регата в Веймуте опрокинула все стереотипы по поводу медийности сейлинга. Устроено все было очень просто. Там, где мол портлендской гавани подходит к берегу Веймута, расположен холмистый мыс, заканчивающийся старым фортом Nothe. В заливе, образованном молом и мысом, проходили первые гонки всех флотов, медальные гонки и все за исключением последних гонок полуфиналов, гонки в дисциплине матч-рейс.

Забор, строгая проверка билетов и содержимого сумок у посетителей, доброжелательные волонтеры и полиция, зеленая травка, на которой располагались зрители, трибуны для пожилых людей и инвалидов, палатки с едой, напитками и сувенирами, платформа для комментаторов, шатер от дождя и два огромных экрана на улице и внутри тента. Вот и вся зона.
Билеты по цене от 35 до 55 фунтов (!) купить было невозможно уже за несколько месяцев до соревнований. Каждый день несколько тысяч болельщиков, прежде всего из Великобритании, но и из практически всех других стран­участниц заполняли холм.

Рев «Team Ge – Bee!» при каждом прохождении английской лодки вблизи берега, сопровождавшийся морем колышущихся флагов и вымпелов с «Юнион Джек», будет, наверное, еще долго отдаваться в ушах при воспоминаниях о Веймуте.

Конечно, в Англии парус знают и любят. Но для тех, кто хотел разобраться в основах яхтинга, комментаторы быстро проводили ликбез с показом заранее снятых клипов, показывающих принципы управления лодками. А чтобы закрепить знания, желающих отсылали к выставленным здесь же лодкам всех олимпийских классов и парусному тренажеру.

Съемка велась с береговых камер (местные организаторы), камер на катерах и вертолетах (каналы ВВС). Репортажи с дистанций вели такие опытные яхтсмены, как, например, двукратная олимпийская чемпионка Ширли Робертсон, ведущая на CNN парусную передачу. Модератором на берегу был тоже опытный матчевик, который время от времени выдергивал для коротких пояснений легендарные парусные личности из числа зрителей. Комбинация крупных планов с борта лодок, панорамных с вертолетов и катеров, а также анимация, позволяющая даже в гонках флота постоянно понимать, кто впереди по отношению к следующей марке, превращали каждую гонку в азартный спектакль.

Но гвоздем, стержнем, медийной сенсацией стали, конечно, матчи девушек. Здесь даже человеку, неискушенному в парусе, было со старта понятно, кто впереди. Короткая дистанция позволяла все разглядеть невооруженным взглядом. Те же, кто хотел увидеть больше, поглядывали на экран или в бинокль.

Как сказал после гонок министр спорта Виталий Мутко: «Я впервые видел олимпийский парус, и мне это зрелище очень понравилось. – И добавил: – Ни в одном виде спорта нет деталей одежды или экипировки, где флаг страны был бы такого же огромного размера, как на спинакере. А российский парус был в основном впереди».


nau15

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2012-01-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения